Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) предлагает внести в законодательство изменения, которые разрешат свободный оборот специальным образом подготовленных пользовательских данных на рынке. При входе в оборот данные будут «деперсонализированы», чтобы сохранить конфиденциальность. После этого бизнес может их использовать в своих целях: анализировать, настраивать рекламу, продавать. По оценке авторов инициативы, граждане смогут зарабатывать до 60 тыс. руб. в год продавая свои данные.
Фондом предложено ввести в оборот термин «деперсонализированные данные» и обеспечить их свободное обращение на рынке, а граждане смогут предлагать бизнесу свои данные с определенной целью и сроками за вознаграждение в различных формах. Бизнес сможет покупать данные, если гражданин даст согласие на их обработку, и отчислять в его пользу процент, а граждане несогласные с условиями, могут не давать согласия на обработку данных и таким образом исключить их из оборота.
Предполагается, что проданную информацию нельзя будет привязать к конкретному человеку, но эксперты считают, что для идентификации человека достаточно совместить между собой несколько фрагментов его данных и персонализация произойдет практически автоматом.